gum_redsquare (gum_redsquare) wrote,
gum_redsquare
gum_redsquare

Выставка «Народное искусство русского севера» открылась в ГУМе

В ГУМе открылась выставка «Народное искусство русского севера» в рамках Открытого фестиваля искусств «Черешневый лес» и Культурной Олимпиады «Сочи 2014». Предметы народного искусства XIX–XX веков из собрания Алексея Германовича и Ксении Никитиной, расположившись на первой линии Главного Универсального Магазина, переносят зрителей во времена деревенских ярмарок, где можно было купить расписные прялки, дуги и сундуки — must have для каждого уважающего себя человека, жившего сто лет назад.

Центром экспозиции стала пирамида из расписных прялок, привезённых с юга Архангельской области. Если в наши дни девушки хвастаются нарядами и туфлями, то в старину они мерялись прялками — у кого лучше? Иметь самую красивую прялку, расписанную лучшим мастером, — вот мечта каждой юной деревенской чаровницы ХIХ века.

У деревенских мужчин тоже был свой конек, то есть конь. И дуга — расписная, конечно. Промчаться на тройке, взрывая тишину села колокольчиками, разбавляя белый цвет снега пятнами разукрашенных конских дуг, — желание любого состоятельного по тем временам парня. Рассматривать прялки и конские дуги, представленные на выставке — это примерно как выбирать между «мазератти» и «ламборджини» в реалиях полуторавековой давности.

Если прялки и дуги в деревне выставлялись «на люди», то в домах уют создавали сундуки. Они же служили и символом зажиточности. Что прятали в ярких расписных сундуках сто лет назад? Наверное, хорошее приданое. А если вспомнить, что все шкафы, серванты и комоды произошли от сундука, то это собрание станет настоящим символом накопленного богатства.

Начало коллекции было положено в 2005 году, когда в одном из антикварных магазинов Вологды были куплены первые 17 прялок. «Коллекционирование — это страсть, — признаётся Алексей Германович. — Чувство, которое сложно анализировать. Так сложилось, что мне теперь интереснее поговорить с экспертами о нюксенской росписи, чем обсуждать светские новости на какой-нибудь тусовке».

Этот большой проект меняет отношение современных людей к народному искусству, показывает его живым и понятным. Народное искусство не любит простого созерцания. С ним нужно играть, им нужно любоваться, его нужно задействовать и привлекать. Лучшим примером такой востребованности служит включение пяти узоров, представленных на этой выставке — двинского, мезенского, ракульского, уфтюжского и тотемского — в лоскутное одеяло, которое стало визуальным ОБРАЗОМ Олимпийских и Паралимпийских Игр в Сочи в 2014 году.

Выставка продлится до 15 июня.

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments